МАСТЕРА

Печати и креветки Ци Бай-ши

Ци Бай-ши (на фото слева)Ци Бай-ши – известный в широких китайских и узких российских кругах художник, каллиграф и мастер резьбы по камню. Знаменит своими образцовыми произведениями в жанрах «цветы-птицы» и «травы-насекомые».

Родился в бедной крестьянской семье. Первым учителем мальчика был его дед, который уже в три года заставил его писать палочкой на земле свое имя. К шести годам Ци уже хорошо писал и порой рисовал. О своих первых попытках сам художник вспоминает так: «Придя из школы, я хватал кисть и тушечницу и принимался рисовать… Бог грома, которого я нарисовал, был больше похож на смешного попугая, а я все рисовал и рисовал, но не мог достичь сходства. Я рисовал цветы, травы, птиц, лягушек, стрекоз – одним словом, все, что попадалось на глаза. Это все вещи, которые я очень люблю…»

 

Ци Бай-ши

 

Когда мальчику было девять лет, его снова отправили учиться к деду, купив на сэкономленные большими усилиями деньги письменные принадлежности и книги. Однако материальное положение семьи вынудило Ци Байши бросить учебу и вернулся помогать вести хозяйство. Денег на покупку бумаги не было, он рисовал на обороте листов из старых счетных книг.

 

Ци Бай-ши

 

В 15 лет, Ци пошел работать к столяру, с ним он ходил на заработки по деревням, а вечерами зажигал масло и учился рисовать до глубокой ночи. Однажды, он увидел, как работают резчики по дереву и был так восхищен, что поступил учиться к мастеру. У Ци получалось вырезать не только отдельные фигурки, но и целые картины. В 1889 году состоялась знаменательная встреча Ци Байши с Ху Циньюанем, известным китайским художником. Тот пришел в восторг и настоял на том, чтобы Ци пошел к нему учиться.

 

 

Цикада

 

 

«Изображая жизнь, я не стремлюсь к явному сходству. Мастерство находится на грани сходства и несходства; полное сходство – вульгарно, несходство – обман».

 

 

В 28 лет Ци Байши начал учиться китайской национальной живописи гохуа. В 1917 году приехал в Пекин, где и остался жить, окончательно посвятив себя живописи. Несмотря на то, что Ци Байши так и не получил базового образования, в возрасте 66 лет он был приглашен на должность профессора кафедры живописи в Пекинском университете искусств.

 

Китайские художники не пользовались приемами линейной перспективы для передачи пространства. Ощущение воздушности они создавали с помощью тончайших градаций туши. Линия, то нервная и тонкая, то густая и разливающаяся в пятно, являляется основой классической китайской живописи. Предметы на переднем и заднем планах изображаются в одинаковую величину, без всякой перспективы. И создается впечатление, что мы смотрим на картину сверху вниз.

По манере воспринимать видимое китайские художники отличаются от европейских. Для европейца плоскость картины – это окно, через которое он видит фрагмент мира. Для китайцев плоскость картины – та же бумага, на которой он пишет знаки-иероглифы. Поэтому для китайского художника достаточно изобразить что-нибудь одно, а всю остальную плоскость картины оставить чистой, или ненавязчиво наметить задний план.

 

 

Креветки

 

Для создания произведений "гохуа" художник должен владеть техникой рисунка, уметь писать стихи и обладать красивой каллиграфией. Уже первый период творчества Ци Бай-ши отмечен произведениями, исполненными с большой тщательностью. Он скрупулезно выписывал все до мельчайших деталей, не умея пока отделить главное от второстепенного. Постепенно он отходит от излишней детализации. Удар его кисти становится уверенным и сильным, линии рисунка более выразительными.

Постепенно, изучая произведения других художников, он отходит от излишней детализации, удар его кисти становится уверенным, линии рисунка более выразительными. Усиливая или ослабляя удар кисти, Ци Бай-ши с поразительным умением начинает передавать специфические особенности и фактуру изображаемого предмета.

Он становится одним из крупнейших мастеров национальной школы живописи, и в его творчестве начинают проявляться характерные черты "гохуа" – ясность, простота и красочность.

В Китае о Ци Байши говорят: "Он в малом видел большое, из ничего рождал многое". Однажды он спросил своего ученика, сколько ног имеют различного рода креветки и насекомые, из скольких сегментов состоит их брюшко и т.д. Ученик знал лишь приблизительно, и мастер побранил его, объяснив, что все это надо знать в точности. Не для того, чтобы воспроизводить на картине все 12 ножек, а чтобы решить, сколько ножек можно не изображать и вместе с тем передать впечатление живого насекомого или креветки.

Общепризнанно, что художник достиг вершины своего мастерства в искусстве изображения креветок, которых он рисовал много и часто. Сам Ци Бай-ши огорчался, что некоторые видят в нем только мастера изображения креветок. На одном из его свитков есть такая надпись: "Мне уже 78 лет, но я слышу часто, как люди говорят, что я умею рисовать только креветок. Как это несправедливо!"

 

 

В ранний период своего творчества художник чаще рисовал зеленых креветок, позже любил изображать белых, так как их блеклый цвет требует более изощренной работы кистью.

Примерно до 60 лет Ци Бай-ши ограничивал себя только изучением образцов классического искусства в изображении креветок, однако не стремился к слепому копированию. На одном из свитков Чжу Сюэ-гэ, признанного мастера в искусстве рисовать креветок, он написал: "Чжу Сюэ-гэ изображает креветок, но в них нет духа древности и простоты".

 

 

Только в 62 года Ци Бай-ши обратился к изучению и изображению своего любимого "героя" с натуры. Каждый день он пристально наблюдал жизнь креветок в речках, озерах и прудах пекинских парков, стараясь уловить своеобразие их движений, изменение цвета в разной воде, взаимосвязь друг с другом. Когда его спросили, как ему удаётся с такой точностью передать все детали, он ответил: "Я рисую их каждый день. Нельзя пропустить ни одного дня".

 

 

Будучи в преклонном возрасте, он говорил: "Я рисую креветок уже несколько десятков лет и только сейчас начинаю немного постигать их характер".

 

Печати

За свою долгую жизнь мастер Ци вырезал около 3000 печатей. Про китайские печати у нас есть отдельная статья. Ниже представлены оттиски с альтернативными именами мастера (в Китае человек может иметь много имен) и с интересными выражениями. некоторые из них странно-поэтичны, некоторые в переводе кажутся сюрреалистическими метаформами.

печать Ци Бай Ши
Бай Ши
печать Ци Бай Ши
Девяносто лет
печать Ци Бай Ши
Желтого Дракона Рисовальный Кабинет
печать Ци Бай Ши
Старый Пин устал (Пин – одно из имен Ци Бай Ши)
печать Ци Бай Ши
Коль телом здоров, но кручина снедает, того не стыдись
печать Ци Бай Ши
Затворник Му
печать Ци Бай Ши
Вслух прочти скрытые
в Павильоне Чистоты камня и металла письмена


печать Ци Бай Ши
С рожденья не было надела у меня, с разбитой тушечницы я кормился

печать Ци Бай Ши
Старец Ху
печать Ци Бай Ши
Старик Бай Ши
печать Ци Бай Ши
Глупая затея хотеть обвязать длинной веревкой солнце
печать Ци Бай Ши
Свет луны что вижу на чужбине, светит и на родные горы
печать Ци Бай Ши
Бин Шен (прозвище Ци Бай Ши)
печать Ци Бай Ши
Ци Хуан (одно из имен Ци Бай Ши)
печать Ци Бай Ши
Как я терплю людей, люди также терпят меня
печать Ци Бай Ши
Дом восьми тушечниц (название кабинета Ци Бай Ши, где он хранил тушечницы во время отъезда)


Источник и перевод: www.papahuhu.com/assorted/qibaishi.html

печать Ци Бай Ши
Старый мастер Ци Бай Ши
печать Ци Бай Ши
Путь одиночества
печать Ци Бай Ши
Старик Бай Ши

печать Ци Бай Ши
Ци Бин Шен
печать Ци Бай Ши
А-Чжи (детское имя)


печать Ци Бай Ши
Хозяин дома поэтов у взятой взаймы горы печать Ци Бай Ши
Печать Ци Хуана
печать Ци Бай Ши
Зал Раскаивающихся Птиц
печать Ци Бай Ши
Ци Бай Ши
печать Ци Бай Ши
Комната с котлами
(в значении котлы с едой)
печать Ци Бай Ши
Горожанин из СинЦзыУ

печать Ци Бай Ши
Затворник Му

печать Ци Бай Ши
По всей Поднебесной много моих картин,
но большинство из них – подделки

:)

 



Copyright dekorata.ru, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна