ТЕХНОЛОГИИ

Патина на монетах

С точки зрения химика, налет на медных или серебряных монетах – это окисление поверхности. Подобно ржавчине на железе. Но именно патина придает старинной монете особое очарование, ксвенно свидетельствует о ее подлинности и делает монету уникальной. Патина – результат старения монеты, но старения в хороших условиях. Красивая патина говорит о том, что монета хранилась бережно и правильно. Искушенные нумизматы считают, что патина – это жизненный опыт монеты, ее душа.

Западные дилеры заметили, что налет эпох ценят опытные коллекционеры, в то время как нумизматы-новички предпочитают блестящие монеты.

«Некоторые коллекционеры боятся монет с патиной. Но такие опасения неразумны. Старинные монеты, особенно серебряные, со временем приобретают тон различных оттенков. Это одна из самых прекрасных особенностей старинных монет, которая отличает их от монет современных, и я надеюсь, что коллекционеры, которые еще не оценили достоинства монет, покрытых патиной, научатся этому».

То есть добавит ли патина монете стоимости – это вопрос личных предпочтений. Критерий оценки субъективен – красиво или некрасиво выглядит окисление на данной конкретной монете. Не всякая патина считается привлекательной. Если патина, например, легла неровными пятнами или полосами, то монета считается пострадавшей от внешней среды.

Натуральная патина образуется в течение долгого времени под действием химических веществ, которые в небольших количествах присутствуют в атмосфере. Например, соединения, содержащие серу. Некоторые коллекционеры утверждают, что серебряные монеты вообще не подвержены окислению. Это не совсем так. Просто если монета хранится в стабильной среде, например в герметичном футляре, то металл «вберет» все доступные в этой среде соединения серы, и на этом образование патины, прекратится.

 

Виды патины

Разные металлы покрываются патиной по-разному. Считается, что патина на серебряных монетах в целом выглядит привлекательнее. Небольшие количества сероводорода в воздухе приводят к образованию на поверхности монеты сульфида серебра. Альбомы для хранения монет, кожаные кошельки или холщовые мешки могут выделять сероводород. Цвет патины на серебряной монете может изменяться от переливчатых оттенков желтого, малинового, бирюзового, вплоть до черного. Древние серебряные монеты из раскопов, как правило, черного цвета из-за воздействия содержащих серу аминокислот, которые образуются в результате разложения органики.

Хотя чаще всего патина на серебре – результат реакции с серой, серебро реагирует и с другими веществами из окружающей среды. Например, с хлоридами, содержащимися в почве, что проявляется в непривлекательных серых и черных пятнах. Они слегка выступают над поверхностью монеты. Образуется так называемое «роговое серебро».

Иногда серебряная монета своей патиной обязана металлу, входящему в ее сплав, например меди. Монета, в составе которой присутствует медь, может покрыться зеленым налетом. Медь и ее сплавы – бронза и латунь – более подверженны химическим реакциям.

 

Коричневая или черная патина на меди вызвана оксидом и сульфидом меди, зеленая и голубая – различными солями меди: хлоридом, ацетатом, карбонатом. «Бронзовая болезнь», которая проявляется мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, состоит из хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. «Болезнь» заразна, и пораженные ею монеты следует хранить отдельно от всех прочих.

Старинные бронзовые монеты могут иметь красивую «земляную» или «песчаную» патину. Этот налет песочно-бежевого цвета появляется благодаря микроскопическим крупинкам соли кремниевой кислоты, которые содержатся в песке или песчаной почве.

Золото, наименее химически активный металл, сохраняет свой изначальный вид. Но те золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными пятнами. Они могут быть вызваны медью, плохо размешанной в сплаве.

Никель, как правило, покрывается патиной незначительной, легкой, дымчато-серой. Иногда она имеет бледно-голубой или слегка золотистый оттенок. Никелевые монеты могут окраситься из-за соединений ПВХ (поливинилхлорид, полихлорвинил) при хранении в виниловых холдерах. Радужная патина на никеле, скорее всего, искусственного происхождения.

 

Цвет патины зависит от толщины и древности окислившейся пленки. Ранняя патина на серебре имеет желтый цвет, впоследствии переходящий в лилово-красный и только позже – в зеленовато-голубой и черный. Монеты разных типов покрываются патиной по-разному, в зависимости от того, каким образом они были изготовлены. Например, на характер патины влияет концентрация кислоты, которой монеты обрабатывали на монетном дворе. А еще совокупность самых различных факторов: трогали ли монеты засаленными пальцами, в футляре из какого материала хранили, при какой влажности и т. д.

Многие серебряные монеты с некрасивой патиной пострадали в результате обработки тиомочевиной для удаления налета. Вымытые в ней монеты могут выглядеть привлекательно, но передержанные теряют свой блеск и смотрятся безжизненно. Если после обработки монету не сполоснули как следует, то со временем она покроется пятнами и коррозией.

 

«Кабинетная патина». «Кабинетами» в царской России называли специальные шкафчики для хранения и презентации монет. Изготавливались они из ценных пород дерева и отделывались бархатом. «Кабинет» должен был быть под стать коллекции и ее владельцу, поскольку свидетельствовал о высоком статусе и хорошем вкусе. Патина образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались шкафчики-кабинеты. За рубежом термин «кабинетная патина» используется редко.

Различают множество разновидностей патины: дикая патина, «пулевая» (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (со множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты некоторыми грейдинговыми компаниями оцениваются дороже, что стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров.

Мастера придавать «убитым» монетам пристойный вид, а также наводить патину искусственно зовутся «монетными докторами».

Неприятна фальшивая патина еще и тем, что под ней могут скрываться следы более серьезного «лечения» монеты – царапины от неправильной чистки, контактные повреждения и даже запаянные отверстия и трещины.

 

Способы создания искусственной патины

Искусственной патина считается, если налицо попытка создать ее за короткое время. Способов патинирования множество: запекание монеты в духовке (иногда внутри картофелины), обжигание паяльной лампой, выдерживание в закрытой посуде с измельченными спичечными головками, вымачивание в тонком слое кислот, отбеливателей и содержащих серу химикатов. Есть и другие технологии, на реализацию которых требуется времени побольше: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или дубовых досках (аналог «кабинетной патины»), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с добавкой серы.

На медных монетах патину получают путем вымачивания в нагретом до 80 градусов растворе, медного купороса и марганцовокислого калия. Часто в монету под струей воды втирают небольшое количество серной мази, после чего смывают остатки мази раствором средства для мытья посуды.

Грейдинговые компании ежегодно разоблачают множество монет с искусственной патиной.

Наиболее характерные признаки искусственной патины:

* округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно;

* цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;

* неестественные цвета на серебряных монетах – хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой;

* патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;

* патина лежит поверх царапин или других отметин;

* патина имеет яркие, «фломастерные» цвета;

* патина имеет желто-коричневую, дымчатую окраску.

Искусственная патина зачастую считается существенным недостатком монеты. А натуральная в зависимости от личных предпочтений коллекционеров и дилеров может расцениваться как преимущество.

 



Copyright dekorata.ru, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна