ТЕХНОЛОГИИ

Патина на памятниках

Благородная, «дикая», естественная и искусственная патины

Предметы из сплавов меди производятся людьми с IV тысячелетия до н. э. Поскольку медь является химически активным металлом, поверхность памятника, соприкасаясь с атмосферой, начинает окисляться.

Обычно процесс коррозии считается вредным, т.к. при этом металл поверхности изделия превращается в оксиды, гидроксиды и соли, имеющие совсем иные свойства. Не те, которых человек добивался, делая предмет из металла. Однако, когда речь идет о памятниках, дело обстоит много сложнее.

Еще древних китайцев перестал удовлетворять естественный и при этом неуправляемый процесс образования патины. В начале II тысячелетия до н. э. они старались получить на ритуальных сосудах из бронзы равномерно окрашенную патину, закапывая эти сосуды в землю. Затем в ход пошли соки растений и другие средства, чтобы получить не только равномерное окрашивание поверхностей, но и разные цвета в нужных местах изделия. Потрясающих результатов добились воспринявшие от китайцев основы культуры японские мастера.

Памятник по определению должен нести на себе следы времени. Но, с другой стороны, эти следы уродуют произведение искусства. Как быть реставратору: какие детали воссоздавать, какие следы уничтожать?

Примеры: в Париже стоит бронзовый памятник Бальзаку, сделанный Огюстом Роденом. К началу реставрации, в 1986 году, голова и верх фигуры были покрыты пятнами и потеками патины светло-зеленого цвета, полностью разбивающими восприятие пластики этой скульптуры. Патина – естественная, а цвет первоначальной патины – искусственной – был темно-оливковый. Как должна была поступить группа реставраторов: что счищать, что оставлять, как консервировать?

Скульптурные группы «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге к началу реставрации 1999 года были сплошь покрыты по темному фону зелеными потеками и пятнами. Эта естественная патина была рыхлой, поверхность бронзы под нею сплошь изъязвлена.

 

Уже прозвучало деление патин на естественные и искусственные, но естественные патины тоже делятся на «благородные» и «дикие».

«Благородная» патина – плотная, она мало адсорбирует влагу из атмосферы. «Благородная» патина состоит из двух слоев. Внутренний слой – это закись меди (куприт) – естественная защита меди от окислительных процессов. Наружный слой – соли меди (простые и комплексные). Такая патина растет в атмосфере примерно до 80 мкм, а затем скорость роста уменьшается. Доступ атмосферы к поверхности блокируется. До середины XX века считалось, что «благородная» патина, покрывая поверхность памятника, полностью защищает его от дальнейшей коррозии.

«Дикая» патина – рыхлая. Она адсорбирует много влаги из атмосферы. Если «дикая» патина растет непрерывно, то непрерывно медь из поверхности памятника переходит в соли и окислы. Процесс идет с участием ионов хлора и уксусной кислоты. Поверхность с течением времени искажается и сильно разрушается.

В приведенных примерах поверхность памятника О. Бальзаку были покрыты «благородной» патиной, а поверхность коней Клодта была полностью поражена «бронзовой болезнью». Во втором случае ответ на вопрос, что должен делать реставратор, очевиден: необходимо устранить трещины и остановить процесс разрушения памятника – «вылечить» бронзовую болезнь. Эти следы времени разрушают памятник. Поэтому все трещины были заварены, все поверхности еще до расчистки обработаны раствором односернистого аммония, преобразующего хлориды меди в сульфиды до полного исчезновения хлоридов.

Как быть с «благородной» патиной, в разных странах ответили бы по-разному. Это зависит от реставрационной доктрины – установившегося в обществе отношения ко времени, к его следам на памятниках.

В Европе «благородную» патину чтут. В Индии с бронзовых скульптур, даже не просто старинных, а древних, патину счищают. Там другое отношение ко времени. В странах Индокитая древние буддистские памятники все время поновляют: золотят, раскрашивают яркими современными красками или просто стирают едва зарождающуюся патину.

 

Перепатинирование

В Советском Союзе памятник после реставрации должен был выглядеть как новенький, отсчет времени шел с 1917 года. Поэтому естественную патину со всех бронзовых памятников смывали разбавленной кислотой. После этого наносилась новая искусственная сульфидная патина черного цвета, и поверхность натиралась воском.

Такие плёнки оказались слишком тонкими и плохо защищали поверхность бронзы от образования дикой патины. Кроме того, сульфидная плёнка быстро перерождалась, и памятник менял цвет: вместо тёплого, оливкового оттенка он приобретал тёмно-серый, чугунный цвет.

При снятии исторической патины уничтожался её нижний слой – слой куприта – самый эффективный материал для защиты от атмосферной коррозии.

Химическая агрессивность городской атмосферы возрастает. «Благородная» патина (там, где она образовалась) будет постепенно уступать место «дикой». Защитный слой на памятниках из медных сплавов должен обладать избирательной проницаемостью. Он должен не пропускать к поверхности памятника те факторы атмосферы, которые вызывают образование разрушающих «диких» патин, и в то же время этот слой не должен препятствовать проникновению к поверхности памятника веществ, вызывающих образование патины «благородной».



Copyright dekorata.ru, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна