ТЕХНОЛОГИИ

Патина

 

* В самом широком смысле патиной называют любой цветной налет "под старину" на разных материалах, в том числе на дереве.

Патина – плёнка или налёт на меди и её сплавах (латунь, бронза). Если покрыть металл цветным лаком или подкрасить, это не будет патиной. Патина всегда образуется из самого металла в результате химических реакций.

 

Естественная патина образуется на поверхности памятников или небольших изделий (например, монет) под воздействием окружающей среды. Процесс длительный.

 

На древних предметах искусства, сделанных из меди, бронзы, со временем появляется патина. Патина – это изумрудно-зелёный налёт, который является основной углекислой солью меди, возникающей при длительном воздействии влажного воздуха, содержащего углекислый газ. Патина придаёт старинным изделиям особую красоту и высоко ценится.

 

Искусственную патину разными способами с помощью специальных веществ.

Знаменитый скульптор Роден часто пользовался услугами патинировщиков для придания бронзовой скульптуре нужного оттенка. Вот как описывает этот процесс его современник: патинировщик предварительно протирал бронзу нашатырным спиртом и смачивал её поверхность раствором медного купороса, от чего скульптура принимала зелёный оттенок.

После этого бронза смачивалась железным купоросом, придававшим металлу красный цвет. Эти два покрытия на металле обрабатывались нашатырным спиртом, так что оттенок становился лиловым. Наконец, бронза прогревалась паяльной лампой.

На монетном дворе Петербурга в конце 19 века патинирование медалей делалось так: 500 грамм медной зелени (ярь-медянка, ацетат меди; ацетат - соль уксусной кислоты) и 475 грамм измельченного нашатыря (нашатырь это хлорид аммония, порошок; не путайте с нашатырным спиртом!) растворяли в 100 граммах уксусной эссенции, затем добавляли два литра воды. Медали кипятились в этом составе 15 минут.

Патины отличаются по цвету и по оттенкам. Наиболее распространён тёмно-зелёный цвет. Бывают патины и коричневого цвета, которые являются наиболее прочными. Оттенки патин разнообразны: например, коричневые патины имеют желтоватые, красноватые, зеленоватые и другие оттенки. Также отличаются они по светлоте: светло-коричневые, тёмно-коричневые, а также прозрачные, блестящие, матовые и так далее. Зелёные и голубые патины имеют оттенки: бирюзовые, синие, серые, изумрудные, желтоватые и другие.

Бывает черная патина из сульфида меди, оттенок от темно-коричневого до черного. В зависимости от способа получения прочность ее разная.

 

Кроме благородных патин существуют и вредные патины, которые разрушают металл. Например, "дикая" патина, ярко-зелёного цвета, которая образуется на металле в условиях высокой влажности (в приморских городах, где в воздухе не просто влага, но и микрочастицы соли) в результате сильной коррозии медные сплавы превращаются в рыхлую рассыпающуюся массу. При патинировании памятников применяют составы, которые не содержат хлористых соединений.

 

* Формулы веществ.
Оксиды меди CuO, Cu2O;
сульфид меди CuS;
основной карбонат меди (малахит) Cu2(OH)2CO3

Искусственное патинирование – процесс создания особых декоративных покрытий на бронзе, создание слоя куприта, на котором за 80-100 лет образуется слой благородной патины.

Технология патинирования подбирается индивидуально к разным предметам из бронзы, меди и латуни. Важно знать, где будут изделия находиться: в помещении или на улице, на какой высоте, при какой влажности.

Способы патинирования различные: химический, масляный, в автоклаве, в углекислом газе, с погружением в раствор, смачиванием поверхности и так далее. В конечном итоге получаются изделия с красивым и прочным покрытием.

Куприт – закись меди Cu2O кирпично-красного цвета. При нагревании меди сначала образуется куприт, затем сверху черная окись меди CuO. При благородном естественном патинировании мы видим зелено-голубую патину, под ней находится тонкий слой куприта, защищающий металл от дальнейшего окисления и разрушения. В современной реставрации после расчистки металла слой куприта наносится искусственно плазменным напылением.

При электрохимическом окрашивании меди в щелочных электролитах на медном изделии нарастает тончайший слой куприта. При необходимости его можно многократно смывать кислотой без ущерба для изделия. (Подробности в ближайших номерах журнала.)

 

См. также:

Патина на монетах

Патина на памятниках

Химическе и термическое окрашивание металлов.



Copyright dekorata.ru, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна