«Меланхолия» Дюрера. Детали изображения и символика

На переднем плане гравюры крылатый Гений, с устремленным вдаль взглядом, сидит, подперев рукой голову. Голова украшена венком. В правой руке циркуль.

Вокруг центральной фигуры разбросаны инструменты: молоток, щипцы, гвозди, пила, рубанок, линейка. шприц справа внизу :)

У ног крылатой фигуры, свернувшись клубком, спит тощая борзая собака – символ меланхолического темперамента.

На стене здания – весы, песочные и солнечные часы, небольшой колокол, магический квадрат. К невидимой стене приставлена лестница, ведущая вверх. Возможно, здание не достроено.

В небе радуга, над горизонтом – лучистая комета, ярко освещающая портовый город (или маяк, сигнальная башня?). Оскаленное крылатое существо несёт название гравюры.

Деревянный(?) шар. Многогранник – усеченный с двух углов параллелепипед. Боковыми гранями являются два правильных треугольника и шесть пятиугольников. За многогранником на огне стоит плавильный тигель.

Дюрер составил первый в европейском искусстве магический квадрат 4х4. Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали. И даже в каждой четверти (по углам и в центральном квадрате тоже) и в углах большого квадрата сумма равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). В средних квадратах первого столбика вносились исправления – цифры деформированы.

Привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Летучая мышь связана с Меланхолией потому, что ее стихия – вечерний сумрак и ей сопутствуют одиночество и уныние, собака же потому, что из всех животных она одарена наиболее высоким интеллектом и вместе с тем более других подвержена заболеванию бешенством, в чем усматривали родство со склонностью меланхоликов к психическим заболеваниям. Сидящий на жернове что-то усердно рисующий мальчуган, может быть, олицетворяет практическую деятельность, лишенную знания и мысли.

 

 

Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический. «Они угрюмы, печальны, инертны, ленивы, избегают общества и ищут уединения». «Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, – склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве».

В готическом искусстве меланхолия ассоциировалась с ленью – одним из качеств, приписываемых этой категории людей. Спящий возле плуга фермер, уснувший подле распятия бюргер, задремавшая у прялки женщина, иногда и целое семейство спящих или бездельничающих лентяев – в таких образах предстает Меланхолия в ряде гравюр до-дюреровской поры.

Дюрер в своей работе над прославленной гравюрой опирался на новое толкование, сложившееся в XV веке в среде итальянских гуманистов. Исходящее из положения Аристотеля о том, что особая возбудимость меланхоликов, будучи нормальной или незначительно болезненной, «стимулирует развитие разума и остроту чувств».

«Меланхолики как бы балансируют все время между двумя пропастями, но зато путь их пролегает выше уровня посредственности; своей одаренностью меланхолики превосходят всех прочих смертных. Основываясь на подобных взглядах, Платон развил свою теорию „божественного безумия“, которое он считал высшей, доступной лишь избранным, формой прозрения».

Лишь в эпоху Возрождения развитие интереса к личности, разуму и дарованиям человека создало почву для воскрешения теории Аристотеля и Платона. Теперь меланхолический темперамент, ранее вызывавший страх и презрение, был окружен ореолом гениальности. То, что считалось несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром. Не отрицая недостатков меланхолического темперамента, итальянские гуманисты утверждали, что именно его обладатели создали высшие ценности, порожденные человеческим разумом.

Описание гравюры по Нессельштраусу:

...перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина.

В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Неподалеку на земле лежит деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник, из-за которого выглядывает плавильный тигель.

Позади женщины взобравшийся на жернов угрюмый мальчуган с трудом выводит что-то на дощечке. Рядом свернулась в клубок тощая собака. Справа в глубине возвышается каменное здание, может быть, недостроенное, так как к нему прислонена деревянная лестница. На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат. В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь.

Праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не ленью. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Перед нами высшее существо, обладающее богатым интеллектом, окруженное инструментами творческого труда, но впавшее в мучительное раздумье. Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Сатурн считался покровителем сельскохозяйственных работ и «геометрии – науки, выросшей, как явствует из ее названия, из землемерных работ. Поэтому Дюрер снабдил Меланхолию атрибутами, которыми обычно наделяли в то время персонификации геометрии.

Меланхолия – образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой. Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума. За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли.»

Каждый успех открывает новые горизонты и вместе с тем заставляет все снова и снова убеждаться в неизмеримости неизведанного. Но если это и порождает в нем неудовлетворенность, то она же толкает его на новые дерзания.

Дюрер создал эту гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, который всю жизнь патологически боялся зловещего влияния Сатурна.

 

Итальянский философ-эзотерик Марсилио Фичино, живший более 500 лет назад, советовал «разыскивать меланхолию и питать ее наилучшим образом». Правда, Фичино одновременно жаловался на свой меланхолический темперамент как на «нечто чрезвычайно горькое». Но полагал, что именно такому темпераменту он обязан своим чутким душевным строем.
Предтеча экзистенциализма Серен Кьеркегор тоже отличался меланхолическим темпераментом: «Это мое убеждение, моя победа над миром. Я убежден в том, что человек, не вкусивший горечи отчаяния, еще не познал значения жизни».

 



Copyright dekorata.ru, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна