ВЫСТАВКИ
Рене́ Лали́к (René Jules Lalique; 1860 – 1945) французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво.
C 17 сентября 2010 по 9 января 2011 г. в Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля проходит выставка «Искусство Рене Лалика». Это первый в России масштабный показ уникальных произведений выдающегося французского художника, имя которого в европейском ювелирном искусстве рубежа XIX–XX веков связано с рождением одного из самых романтических стилей в мировой художественной культуре – модерна. В экспозиции демонстрируются около 170 произведений художника – ювелирные украшения и рисунки, художественное стекло, выполненное в стиле ар нуво и ар деко. Экспонаты предоставлены музеями разных стран мира и известными частными коллекционерами.
В экспозиции около 70 ювелирных и 25 стеклянных изделий, а также 40 эскизов. Цель выставки – продемонстрировать оригинальные художественные новшества Лалика, силу его искусства, а также разнообразие и сложность новых технологических процедур, разработанных самим мастером.
Еще при жизни Лалика его творения стали классикой XX столетия и оказали большое влияние на европейских дизайнеров. Их приобретали и восхищенные клиенты, и сведущие коллекционеры, и знаменитые музеи. В произведениях Лалика всегда ощущался большой творческий потенциал и поразительная магия образов.
Его успех был обусловлен исключительной работоспособностью, великолепным владением ювелирным ремеслом, удивительной силой воображения, а также применением материалов, использование которых в классическом ювелирном искусстве казалось в то время совершенно немыслимым. Особенно выделяются слоновая кость, рог и полудрагоценные цветные камни, такие как опал, лунный камень, хризопраз, агат, жемчуг.
Лалик умел исключительным образом раскрыть эстетический потенциал эмали и стекла, прозрачного или опалового. Он использовал все технические возможности эмали – разнообразную сверкающую палитру, взаимодействие с золотом, реже с серебром, цветными камнями и бриллиантами, – чтобы передать жизнь растений и цветов, часто ассоциирующихся с женскими лицами, поскольку образ женщины – любимая тема Лалика на протяжении всей его творческой деятельности.
Лалик учился в школах декоративного искусства во Франции и Англии. Родственники не верили в его талант. "Ты хочешь рисовать эскизы драгоценностей, но это пустое занятие",– твердили ему, советуя от замыслов скорее переходить к настоящим вещам. Но он упорно рисовал, предлагая свои акварельки ювелирам, в журналы, на конкурсы и выставки. Лишь к двадцати пяти годам он обзавелся собственной ювелирной мастерской.
У Лалика был дар предвидения. Словно кто-то с небес шепнул ему, что в моде будут Япония и Эллада, полупрозрачность фарфора и камей, прозрачность стекла, мерцание эмалей. Он предугадал (или ввел в современное искусство?) много популярных в art nouveau мотивов: ласточки, стрекозы, кузнечики, голубки, маки, орхидеи, ветви сосен и колючки чертополоха. На Всемирной выставке 1900-го в Париже ювелира Рене Лалика ждал грандиозный успех.
С начала 1910-х Лалик почти целиком посвятил себя стеклу: флаконы для духов, вазы, настольные украшения, лампы, люстры, двери. Он оформлял особняки и океанские лайнеры. В 1925 году, на Международной выставке декоративных искусств, давшей название стилю art deco, он тоже стал триумфатором, уже в качестве мастера по художественному стеклу.
Пожалуй, стекло, хоть и было его стихией, но не его масштабом. Он родился великим художником малой формы, соразмерной крыльям срекозы и цветкам жасмина.
Рене Лалик обединял в своих ювелирных шедеврах несоединимые дотоле материалы и формы, экспериментировал и дразнил.
Предприимчивость, виртуозное мастерство (в ювелирном искусстве он утвердил право на изысканность слоновой кости, рога и даже стекла) и безудержная фантазия (кто бы до него стал делать колье с лягушками и печать с мухой?!) вызывают восхищение. Обилие сувтвенных дев во всевозможных видах в наш век может быть воспринято с некоторой иронией. Томность и манерность вообще была характерна для ар нуво. Эпоха жаждала синтеза искусств и вообще синтеза – материалов, техник и мотивов.
Эмали Лалика успешно превращались в листья и цветы, его стекло могло имитировать камни. В кубке «Виноград» стеклянные гроздья медового цвета напоминают сердоликовые – загораясь на свету, они наполняются солнцем и соком. Все это в металлическом обрамлении лоз, по восстановленной старинной венецианской технологии выдувания стекла в оправу. Стекло превращалось в фазанов и павлинов, в рыцарей, в нимф, ангелов.
Выставка Рене Лалика объективно хороша. Другой вопрос: изящность и изысканность начинает балансировать на грани вычурной прихотливости. Если подражатели будут не столь искусны в создании образов и работе с материалом, им уготованы два пути. В дизайн и в китч. Лалику повезло: он уже занял свое достойное место в ранге настоящего искусства.
Copyright dekorata.ru, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна