ВЫСТАВКИ

Искусство Рене Лалика

Рене́ Лали́к (René Jules Lalique; 1860 – 1945) французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво.

C 17 сентября 2010 по 9 января 2011 г. в Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля проходит выставка «Искусство Рене Лалика». Это первый в России масштабный показ уникальных произведений выдающегося французского художника, имя которого в европейском ювелирном искусстве рубежа XIX–XX веков связано с рождением одного из самых романтических стилей в мировой художественной культуре – модерна. В экспозиции демонстрируются около 170 произведений художника – ювелирные украшения и рисунки, художественное стекло, выполненное в стиле ар нуво и ар деко. Экспонаты предоставлены музеями разных стран мира и известными частными коллекционерами.

 



 (479x527, 62Kb)

 (300x300, 21Kb)

 

В экспозиции около 70 ювелирных и 25 стеклянных изделий, а также 40 эскизов. Цель выставки – продемонстрировать оригинальные художественные новшества Лалика, силу его искусства, а также разнообразие и сложность новых технологических процедур, разработанных самим мастером.

Еще при жизни Лалика его творения стали классикой XX столетия и оказали большое влияние на европейских дизайнеров. Их приобретали и восхищенные клиенты, и сведущие коллекционеры, и знаменитые музеи. В произведениях Лалика всегда ощущался большой творческий потенциал и поразительная магия образов.

 

 (318x500, 36Kb)

 (500x420, 70Kb)

 (339x500, 45Kb)

 (489x500, 80Kb)

Его успех был обусловлен исключительной работоспособностью, великолепным владением ювелирным ремеслом, удивительной силой воображения, а также применением материалов, использование которых в классическом ювелирном искусстве казалось в то время совершенно немыслимым. Особенно выделяются слоновая кость, рог и полудрагоценные цветные камни, такие как опал, лунный камень, хризопраз, агат, жемчуг.

 

 (400x378, 50Kb)

 

Лалик умел исключительным образом раскрыть эстетический потенциал эмали и стекла, прозрачного или опалового. Он использовал все технические возможности эмали – разнообразную сверкающую палитру, взаимодействие с золотом, реже с серебром, цветными камнями и бриллиантами, – чтобы передать жизнь растений и цветов, часто ассоциирующихся с женскими лицами, поскольку образ женщины – любимая тема Лалика на протяжении всей его творческой деятельности.


 (375x500, 78Kb)

 (281x500, 48Kb)

 (366x500, 59Kb)

Лалик учился в школах декоративного искусства во Франции и Англии. Родственники не верили в его талант. "Ты хочешь рисовать эскизы драгоценностей, но это пустое занятие",– твердили ему, советуя от замыслов скорее переходить к настоящим вещам. Но он упорно рисовал, предлагая свои акварельки ювелирам, в журналы, на конкурсы и выставки. Лишь к двадцати пяти годам он обзавелся собственной ювелирной мастерской.


 (375x500, 43Kb)

 (375x500, 78Kb)

 (375x500, 79Kb)


У Лалика был дар предвидения. Словно кто-то с небес шепнул ему, что в моде будут Япония и Эллада, полупрозрачность фарфора и камей, прозрачность стекла, мерцание эмалей. Он предугадал (или ввел в современное искусство?) много популярных в art nouveau мотивов: ласточки, стрекозы, кузнечики, голубки, маки, орхидеи, ветви сосен и колючки чертополоха. На Всемирной выставке 1900-го в Париже ювелира Рене Лалика ждал грандиозный успех.
С начала 1910-х Лалик почти целиком посвятил себя стеклу: флаконы для духов, вазы, настольные украшения, лампы, люстры, двери. Он оформлял особняки и океанские лайнеры. В 1925 году, на Международной выставке декоративных искусств, давшей название стилю art deco, он тоже стал триумфатором, уже в качестве мастера по художественному стеклу.



 (364x500, 49Kb)

 (375x500, 64Kb)
Пожалуй, стекло, хоть и было его стихией, но не его масштабом. Он родился великим художником малой формы, соразмерной крыльям срекозы и цветкам жасмина.

 (399x600, 34Kb)



 (436x463, 76Kb)

 (311x500, 48Kb)  (200x300, 14Kb)

 (492x600, 97Kb)


 (367x500, 68Kb)

 (437x500, 46Kb)

 (491x572, 68Kb)

 (480x522, 43Kb)

 (500x330, 52Kb)

 (312x400, 41Kb)

 

 (300x264, 33Kb)

 (400x380, 49Kb)

 (600x199, 50Kb)

 (600x289, 63Kb)

 (600x454, 137Kb)

 (600x307, 112Kb)
Рене Лалик обединял в своих ювелирных шедеврах несоединимые дотоле материалы и формы, экспериментировал и дразнил. Предприимчивость, виртуозное мастерство (в ювелирном искусстве он утвердил право на изысканность слоновой кости, рога и даже стекла) и безудержная фантазия (кто бы до него стал делать колье с лягушками и печать с мухой?!) вызывают восхищение. Обилие сувтвенных дев во всевозможных видах в наш век может быть воспринято с некоторой иронией. Томность и манерность вообще была характерна для ар нуво. Эпоха жаждала синтеза искусств и вообще синтеза – материалов, техник и мотивов.


 (600x512, 175Kb)

 (600x488, 120Kb)

 (450x600, 104Kb)

 (458x600, 103Kb)

 (354x378, 55Kb)


 (600x464, 137Kb)

 (463x600, 126Kb)

 (600x490, 97Kb)

 (408x500, 96Kb)

Эмали Лалика успешно превращались в листья и цветы, его стекло могло имитировать камни. В кубке «Виноград» стеклянные гроздья медового цвета напоминают сердоликовые – загораясь на свету, они наполняются солнцем и соком. Все это в металлическом обрамлении лоз, по восстановленной старинной венецианской технологии выдувания стекла в оправу. Стекло превращалось в фазанов и павлинов, в рыцарей, в нимф, ангелов.

 (575x299, 31Kb)

 (244x383, 19Kb) (186x250, 8Kb)

 (300x300, 15Kb) (300x300, 21Kb)

 (300x300, 29Kb)


 (500x386, 31Kb)

 

 

Еще 40 иллюстраций (откроются на отдельной странице) >


Выставка Рене Лалика объективно хороша. Другой вопрос: изящность и изысканность начинает балансировать на грани вычурной прихотливости. Если подражатели будут не столь искусны в создании образов и работе с материалом, им уготованы два пути. В дизайн и в китч. Лалику повезло: он уже занял свое достойное место в ранге настоящего искусства.

 

 (243x250, 20Kb)

 



Copyright dekorata.ru, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна