СТИЛЬ

Нецке и сагэмоно

Обезьяна без кармана потеряла кошелек... Настоящие нэцкэ как раз и помогают японцам избегать подобных неприятностей. А скульптурки, продающиеся у нас под названием «нэцкэ», никак не могут быть таковыми, если в них нет двух отверстий... Впрочем, обо всём по порядку.

Одна картинка стоит сотни слов, поэтому смотрим на схему. Нэцкэ имеет утилитарное назначение, можно сказать, это небольшой резной брелок.

Традиционное японское кимоно не имеет карманов. Однако носить с собой с собой всякие мелочи: ключи, лекарства, деньги, курительные принадлежности как-то надо. Вместо карманов применялись кисеты, маленькие плетеные корзиночки, наиболее популярными были ящички с отделениями. Общее название подвесных «барсеток» – сагэмоно (sagemono), ящички по-японски – инро.

Ящички закрывались с помощью бусины одзимэ, скользившей по шнуру.

Верхний конец шнура продевался через отверстия и крепился внутри нэцкэ.
Шнур продевался под пояс, нэцкэ служило одновременно противовесом-фиксатором и изящным украшением.

 

 

Итак, любуемся разными сагемоно.

 

 

 

 

Одно время в Японии был принят курс на сохранение структуры общества. Издавались «законы против роскоши», целью которых было строгое разграничение сословий. В том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось всё: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то умело обходились. Возможностей украсить костюм было не так уж много. Нэцкэ и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать собственный вкус, своё отношение к моде и благосостояние.

 

 

 

 

 

Разные типы нэцкэ

Катабори самый известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцкэ (конец XVIII — начало XIX века).

 

 

 

Анабори подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее типичны сцены внутри двустворчатой раковины.

 

 

 

Саси одна из старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (чаще всего из дерева) с отверстием для шнура и крючком. В период расцвета искусства нэцке, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась редко.

 

 

Маска самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски Ноо, по своим свойствам сходна с катабори и мандзю/кагамибута.

 

Итараку нэцкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника.

 

Мандзю нэцкэ в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю. Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.

 

Рюса вариант формы мандзю. Основное отличие в том, что она пустая внутри, и верхняя часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали в виде разъёмных половинок, то обычно материал из середины удалялся с помощью токарного станка. Эта форма часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса, по имени которого она и названа.

 

Кагамибута тоже сходна с мандзю, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху закрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления.

 

 

Нецке с секретом любой тип,
имеющий подвижные части
или сюрприз внутри.

 

 

 

Материалы, техники исполнения, сюжеты и символизм слишком разнообразны, чтобы здесь их перечислять. Возрадуемся возможностям интернета и просто посмотрим.

Эта обезьяна носит кошелек правильно

 

А за поясом у него кот!

 

Черти японские

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цены на лучшие образцы старинных японских нэцкэ находятся в диапазоне от 10 до 100 тыс. долларов. Эх, чтоб мы так работали и так жили!

 

 



Copyright dekorata.ru, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна