СТИЛЬ

Российский хендмейд: мастера и бренды

Часть 1

Товарищи!

На повестке дня вопрос: русский хэндмейд, бессмысленный и беспощад... – опс! – стереть красивый и разный. У нас две новости, хорошая и смешная.

Начнем с хорошей. Как показали объективные наблюдения, жизнь на Марсе – тьфу ты!  рукоделие на просторах СНГ успешно развивается, выходит на современный уровень. И в лучших своих проявлениях не уступает иностранному.

В апреле 2010 г. Анжела Ченина сделала иллюстрированный обзор российских хендмейд-дизайнеров бижутерии. Оригинал находится по адресу eglenn.livejournal.com/893936.html. Сокращенный вариант предлагаем вашему вниманию. Картинки-превьюшки можно и нужно смотреть крупнее. Щелкайте мышкой! Ссылки открываются в отдельных окнах и не прерывают чтение.

 

* * *

 

За последние годы понятие хендмейда обрело популярность. «Хендмейду» – ручной работе – стали посвящать специализированные журналы, сайты, писать в глянцевх изданиях. Появилось множество мастериц, желающих попробовать свои силы в творчестве, и может быть, сделать его своим бизнесом.

Появлялись сетования на то, что зарубежные дизайнеры способны создавать нечто действительно оригинальное, наши же, увы, творческой самобытностью не отличаются. У них – дизайн, у нас – всё больше фенечки да бисерные сеточки в народном стиле. Неужели действительно так? К счастью, это мнение оказалось неверным. За последние годы российские мастера доказали, что могут создавать по-настоящему новое, уникальное, необычное. Появился ряд высококлассных дизайнеров, непрерывно совершенствующихся, работающих в разных техниках, изобретающих новые приемы и техники самостоятельно.

В чем отличие дизайнера-творца от просто мастера-ремесленника? Разница есть, и существенная. Каждый настоящий дизайнер – непременно мастер высокой квалификации, но не каждый мастер – дизайнер. Трудно дать четкую и простую формулировку применительно к хендмейду, где каждый творит свои штучные вещи. Здесь нам на помощь и придут иллюстрации. Только имейте в виду, что показанные украшения – часто из выставочных и конкурсных работ. Практически у всех дизайнеров есть линии работ, более адаптированных к повседневному ношению. Однако интереснее смотреть самое эффектное. Еще хочу оговориться, что я делала подборку на материалах тех людей, которые попадают в поле моего зрения, и поэтому на полноту обзора подборка не претендует.

Начну с того, что кажется лучше знакомым. Не правда ли – всем прекрасно знакомы «фенечки» из бисера? В работах Гузель Бакеевой тоже используется бисер. Но какие экзотические вещи создаются из привычного материала!

Обратите внимание на важный аспект: работы Гузель наглядно иллюстрируют такой очень важный фактор, как гармония общей формы изделия и составляющих ее элементов. Это качество отличает работы всех настоящих профессионалов, и при внимательном взгляде вы обнаружите это же качество и у других показанных здесь мастеров.

 

С бисером работает и Анна Брагинская, мастер из Израиля. К примеру, кольца из бисера – не правда ли, необычно? И как красиво!

 

Вот еще несколько моих «фаворитов» из коллекции Анны:

 

Пойдем дальше. Взять такой, казалось бы, прозаический материал, как проволока. Помнится, в детстве мы вырезали из телефонных кабелей медные проводки, чтобы делать из них колечки-розочки… А вот как использует проволоку, сочетая ее с металлом, шнуром и камнями, Елена Струкова:

 

С проволокой работает и Алёна/Hipez из Москвы. Увеличьте фотографии, посмотрите – какая тончайшая филигрань из покрытой серебром ювелирной проволоки. Как видите – кружева можно создавать не только из бисера, но из металла.

 

Умелое сочетание проволочного плетения и разнообразных бусин – Simkha:

 

Еще один необычный вариант «проволочного» дизайна демонстрирует Ада Дибнер из Хайфы, известная так же под ником Gallucinacia.

 

Дизайнер Evgeshach – она же Евгеша – умеет добиваться гармонии, используя угловатые, резкие формы, игру с текстурами и цветом:

 

От проволоки перейдем к такому популярному материалу, как пластика – полимерная глина, которая способна застывать при обжиге. Пластику в своих работах использует Silver Pepper, в ЖЖ – silverpepper23. Здесь и геометрические композиции (помните – о чувстве формы в целом и составляющих его частях?), и прекрасно исполненные цветы.

 

Удивительное смешение техник – в работах Bibizza. Цветы, бисер, металл сочетаются очень эффектно. Не просто украшения – целые волшебные сады…

 

Ирина Сергеева, мастер лампворка, освоила такую относительно новую для наших мастеров область как гальваника (гальванопластика, электроформинг, омеднение). Эта необычная техника – покрытие слоем меди разнообразных форм, от готовых бусин до настоящих веточек и листьев – позволяет создавать украшения в стиле «благородной старины». А как красиво выглядят самые настоящие, только «омедненные» листья…

 

Работы Alim-lip – миниатюры, созданные из войлока и пластики. На самом деле в портфолио Alim-lip имеются отнюдь не только цветы, но именно на эту мини-флористику я особенно умиляюсь :-) Удивительное изящество и нежность, безошибочное чутье в подборе текстуры материалов. Ну не прелесть ли?

 

Напоследок я хочу показать несколько своих собственных работ (в ЖЖ я известна под ником Eglenn, а вообще-то меня зовут Анжела Ченина). Мое любимое поприще – украшения для свадеб (хотя и не только, конечно). Я работаю в смешанных техниках, а из необычных материалов очень люблю декоративную леску (не путать с рыболовной :-) ) – материал редкий, позволяющий создавать ажурные и воздушные формы.

 

Итак, что же отличает работы настоящих дизайнеров? Давайте попробуем составить что-то вроде списка.

- Необычность. Увидев такую работу, вы никогда не подумаете: что-то похожее я вчера видела в палатке с помадой. Работы эти – воплощение яркой фантазии автора.

- Применение техник, требующих филигранного мастерства, активное применение своих собственных технических разработок. Техника исполнения, требующая специальных профессиональных навыков.

- Такой фактор, как не-банальность. Удачно нанизанные красивые бусины – тоже плод творчества, и часто – прекрасный аксессуар. Но, думаю, теперь и вам очевидно отличие таких украшений от показанных выше.

- Практически полная невозможность воспроизведения «на стороне». То есть при желании опытный мастер сможет скопировать работу другого… Только не станет: это считается дурным тоном, и у него есть собственные разработки.

- А вот этот фактор со стороны почти не виден. Настоящий дизайнер всегда растет. Творческий прогресс – непременное его качество. Работы становятся все красивее, техника – совершеннее. Я намеренно не пишу об используемых материалах и их стоимости, поскольку высококлассное художественное украшение может быть создано и без использования особо дорогостоящих материалов. В таких работах ценен в первую очередь дизайн.

Работы профессионалов обычно отличает продуманная ценовая политика. Бывает, что цены на изделия профессионалов находятся в той же ценовой категории, что и у начинающих мастеров. Это не так странно, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что часто профессионал может за несколько часов сделать то, на что новичок потратит несколько дней. Кроме того, у профессионалов бывают свои каналы поставки материалов, где можно раздобыть их дешевле. Разумеется, сложные, уникальные работы обычно дороги (если их вообще продают), и главным образом – из-за того, что они трудоемки в исполнении и отличаются дизайном, над которым мастер работает много времени.

 

* * *

 

Переходим от хорошего к гламурному. Читайте продолжение! >

 

 



Copyright dekorata.ru, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна